Главная >> Тест-Драйв >> Daewoo

Daewoo Matiz

Из голливудских боевиков мы знаем, что по-английски «крепкий орешек» - это die-hard, «тот, кто стоит насмерть». Но могли ли мы предположить, глядя на купленный для краш-теста Daewoo Matiz / Дэу Матиз, что этот глазастый малыш и есть тот самый die-hard, крепкий орешек? И что при аварии он скорее умрет, но попытается спасти жизнь своих седоков? Теперь-то мы в этом не сомневаемся. Ведь мы пытались убить его трижды.

daewoo matizЗеленый Matiz / Матиз ехал на полигон. За рулем был Алексей Дудин, оператор видеостудии Авторевю. В тот день был назначен краш-тест вазовской «девятки», и Леша торопился расставить видеокамеры до того, как жертву краш-теста выкатят из ангара на исходную позицию...

Matiz / Матиз тогда был всего лишь средством передвижения Леши Дудина и видеоаппаратуры - жертвой краш-теста Авторевю он должен был стать позже. Но судьба распорядилась иначе.

Пошел снег - как говорили классики, «сделалась метель». Matiz / Матиз был на «родных» всесезонных колесиках и, естественно, без АБС и ESP. А собственная «электронная программа стабилизации» в вихрастой голове молодого Леши Дудина в то утро дала сбой. Водитель встречной «девятки» попробовал было уйти от зелененького Matiz / Матиз, которого вынесло на встречную по свежевыпавшему снегу. Но Дудин к тому времени был уже три года как за рулем. От такого не уйдешь!

Это сейчас мы вспоминаем случившееся и улыбаемся. А тогда было не до шуток. Представьте - по дороге на полигон посреди Дмитровки мы видим Matiz / Матиз без передка. Наш Matiz / Матиз! Вокруг него, прихрамывая и стуча зубами от стресса и холода, бродит Дудин. А на обочине стоит всмятку разбитая «девятка», водителя которой увезли в больницу на «скорой»...

К счастью, владелец «девятки», несмотря на страшную картину деформации «девяточного» кузова, отделался ушибом левой ноги - его спасло то, что он был пристегнут. Дудин, само собой, тоже ехал пристегнутым (железное правило для всех в Авторевю). У него потом два дня болело левое колено, которым он ударился о рукоятку замка открывания капота, а от лямок ремней на теле остались мощные синяки. Но самое главное, что Леша остался цел и невредим!

О крошке Matiz / Матиз этого сказать было нельзя - Дудина он спас, но сам погиб смертью храбрых. Машину, конечно, можно было бы восстановить путем замены передка и силового агрегата, но стоила ли игра свеч? И разбитый Matiz / Матиз пошел на списание.

А необходимость краш-теста Matiz / Матиз стала очевидна вдвойне. Ведь мы теперь могли сравнить результаты эксперимента и реальной, очень схожей аварии!

Вообще-то Daewoo Matiz / Дэу Матиз проходил краш-тесты в рамках программы EuroNCAP около трех лет тому назад (см. АР № 22, 2000). Тогда корейский автомобильчик заработал 6 баллов из 16 возможных при фронтальном ударе - что негусто, учитывая «европейскую» комплектацию с двумя подушками безопасности и преднатяжителями ремней. А в России продаются машины, выпущенные на заводе Uz-Daewoo / Уз-Дэу в узбекской Асаке, - без преднатяга, без подушек...

daewoo matizК тому же в Асаке штампуют и варят кузова. А возможные последствия «кузовного» технологического брака на Uz-Daewoo / Уз-Дэу ярчайшим образом продемонстрировал краш-тест седана Daewoo Nexia / Дэу Нексия (см. АР № 15, 2002) - кузов той машины сложился «домиком» из-за слишком податливых панелей пола, явно отштампованных из мягкого металла. А если подобное на конвейере в Асаке допустят при сборке кузова малютки Matiz / Матиз? При аварии он вообще станет «капсулой смерти»!

И мы купили второй Matiz / Матиз.

Он был зеленым, как и первый. Он доехал до полигона. Его подготовили к эксперименту, усадив на передние кресла два манекена Hybrid III и пристегнув их ремнями безопасности. Рост у «среднестатистических» Гибридов (так называемого 50-процентного перцентиля) почти такой же, как у нашего Дудина, но весят они меньше - 75 кг. Еще одно отличие краш-теста от «нашей» реальной аварии в том, что сиденья перед тестом ставят в среднее положение салазок, меж тем как Дудин отодвигает кресло заметно дальше.

Что удивило после удара, так это деформация кузова Matiz / Матиз. И при реальной аварии, и при краш-тесте стойка лобового стекла осталась практически на месте, пол под ногами водителя почти не тронут, а смещение рулевого колеса в салон не превышало нескольких сантиметров. Браво, Matiz / Матиз!

Об остальном должны были рассказать манекены. Но они... Они молчали. Регистры специального ударостойкого накопительного блока, размещенного в багажнике и соединенного кабелями с датчиками манекенов, оказались пустыми.

Потеря данных!

Видимо, не сработал датчик начала удара, по сигналу которого блок должен был перестать циклически перезаписывать информацию. Мистика какая-то с этими зелеными Matiz / Матиз...

Плюнуть и бросить затею с Matiz / Матиз мы не могли - в этот эксперимент уже было вложено немало сил и средств. С другой стороны, Фортуна явно была против. Поэтому мы взяли у судьбы тайм-аут - почти на год. И лишь недавно купили очередной Matiz / Матиз. Не зеленый, а красный.

Помогло!

С красным Matiz / Матиз все прошло без сучка без задоринки. Кузов, правда, на этот раз оказался деформирован больше. Излом стойки лобового стекла намного заметнее, деформация дверного проема существеннее - 80 мм вместо 50 у зеленого Matiz / Матиз. Руль сместился внутрь салона на 60 мм - в то время как у зеленой машинки при первом краш-тесте баранка вообще не сдвинулась с места в продольном направлении.

Опять проблемы с металлом?

Но криминалом, как в случае с Nexia / Нексия или с Ока камазовского производства, здесь и не пахнет. Да, кузов «сыграл» немного по-другому, однако общая ситуация не изменилась. Малыш Matiz / Матиз вновь выстоял. И как выстоял!

Перегрузка голов манекенов - на похвально невысоком уровне: 52g у водителя и 29g у пассажира. Критерий вероятности повреждения головы НIС у правого седока вообще рекордно низкий - 108 единиц. Несмотря на очень компактный салон и немалые перегрузки, которые действовали на кузов (35g в пике), пассажир вообще не коснулся панели! Да и у водителя HIC составил всего 397 единиц, что очень далеко от опасного порога в 1000. С шеями у обоих манекенов тоже все в порядке...

Очевидно, что ремни сработали очень хорошо. И при этом, как ни удивительно, нагрузки от лямок на грудь обоих седоков невысоки. У водителя деформация «грудной клетки» от давления лямки ремня - вообще 22 мм, в «зеленой», безопасной зоне.

С ногами - тоже никаких проблем: все показания датчиков «зеленые». Правда, каркасы сидений под весом манекенов «просели», и водитель с пассажиром «поднырнули» под поясные лямки ремней - это не только грозит травмами брюшной полости, но и может усугубить тяжесть удара коленей о панель. Но в Matiz / Матиз панель податлива и сделана из мягкого материала - нагрузки на ноги манекенов были низкими, неопасными. Небольшое смещение педалей опять-таки не дает повода для опасений, да и места для ступней осталось много - пол перед водительским креслом практически не деформирован.

Подсчет рейтинга безопасности при фронтальном ударе по методике EuroNCAP дает превосходный результат - 12 баллов из 16 возможных! Почему не все 16 баллов? Во-первых, оценка за защиту головы снижена на два балла из-за прямого контакта с рулевым колесом. Кстати, эксперты EuroNCAP зафиксировали касание руля головой водителя даже при краш-тесте «европейского» Matiz / Матиз - водительскую подушку «пробило». Но, к счастью, конструкция ступицы и обода баранки вполне травмобезопасна - удар смягчен, насколько возможно. Правда, на красном Matiz / Матиз мягкая накладка ступицы после контакта с манекеном слетела. А под накладкой оказались острые направляющие - если произойдет вторичный контакт с рулем (например, после отскока или при ударе «вдогонку»), то короткие штырьки вопьются в грудь водителю.

Еще один балл пенализации снят за прямой контакт груди с рулем. А наличие в нижней части панели (в целом похвально травмобезопасной) жесткой рукоятки замка капота, о которую так больно ударился левым коленом Леша Дудин, заставляет снизить оценку еще на один балл.

Но на этом пенализация заканчивается. Все остальное в Matiz / Матиз заслуживает только похвалы!

Неужели Daewoo Matiz / Дэу Матиз настолько хорош? Неужели он даже безопаснее, чем Renault Symbol / Рено Символ с одиннадцатью баллами?

Публикуя результаты краш-тестов, мы всегда подчеркиваем, что рейтинг EuroNCAP не абсолютен. Он относителен. Яркие, во многом полярные примеры - Matiz / Матиз и испытанный перед ним УАЗ-3160.

Оценка Matiz / Матиз - 12 баллов. Оценка УАЗ - 2,7 балла. Значит ли это, что крошка Matiz / Матиз в пять раз безопаснее УАЗ? Конечно же, нет! Эти автомобили невозможно сравнивать впрямую - равно как и другие машины, принадлежащие к разным классам и весовым категориям. Если бы год назад вместо «девятки» навстречу Дудину попался Симбир, исход аварии мог бы быть совсем иным! Столкновение легковушки массой 800 кг и почти двухтонного рамного внедорожника - неравная схватка, в которой водитель УАЗ имеет колоссальное преимущество. Преимущество в кинетической энергии, в высоте расположения лонжеронов, в высоте посадки...

Так что если рассматривать безопасность «в абсолюте», то при выборе автомобиля малышке Matiz / Матиз нужно безусловно предпочесть что-нибудь длинное, тяжелое и высокое. А рейтинг EuroNCAP позволяет сравнить другое. Если хотите, это показатель конструктивного совершенства автомобиля с точки зрения пассивной безопасности. Что сделано конструкторами для того, чтобы защитить седоков?

В случае с УАЗ, увы, конструктивно сделано почти все для того, чтобы ухудшить положение водителя при аварии! Пол деформируется, сиденья наклоняются вперед, жесткая баранка «выстреливает» навстречу водителю, пассажир головой ударяется о твердый поручень... И если столкновение будет достаточно тяжелым, то «априорное» преимущество, которое большой автомобиль имеет перед маленьким, будет разбито ударом головы о жесткую ступицу руля.

A Daewoo Matiz / Дэу Матиз в этом отношении - маленький герой. Маленький, но герой. Сникерснул, так сказать, в своем формате. Прочная силовая структура салона с брусьями в дверях, травмобезопасный интерьер, четко работающие ремни... Создатели автомобильчика сделали все, чтобы уберечь людей при аварии. Кстати, эксперты EuroNCAP упоминали, что после первых краш-тестов 1999 года фирма Daewoo / Дэу оперативно внесла изменения в конструкцию автомобиля, и испытания 2000 года были более успешными. Судя по нашим тестам и по исходу дудинской аварии, ныне выпускаемый Matiz / Матиз по пассивной безопасности стал еще лучше.

Выводов из нашей «трилогии» несколько. Во-первых, Daewoo Matiz / Дэу Матиз можно смело покупать для нашей прекрасной половины человечества. Во-вторых, Matiz / Матиз - доказательство того, что высокую степень пассивной безопасности можно обеспечить недорогими, но грамотными конструктивными мерами. Короткий передок может быть энергопоглощающим, маленький салон - прочным, недорогие ремни - четко работающими. Главное в автомобиле - это именно это. А дорогие подушки - вспомогательные средства.

И наконец, два краш-теста плюс «наша» авария обеспечили достаточную «сходимость» результатов. Надеемся, что следующие эксперименты обойдутся без подобной «статистики»...

материал carexpert.ru

      создание и продвижение сайта autotrost.ru © 2005